lexx_karter (lexx_karter) wrote,
lexx_karter
lexx_karter

После свадьбы (2006): Заменимый человек

Фильм Сюзанны Бир «После свадьбы», представленный на премии Оскар от Дании в 2007-ом нельзя отнести к конкретному жанру. Мелодрама в описанных событиях давно уже кончилась, драме, и тем более, трагедии не позволят развернуться, а для психологического триллера герои слишком устали. Их эмоции лишены картинной яркости, а от того лишь более убедительны, что вообще свойственно европейскому кино. Скорее «После свадьбы» — современный отголосок экзистенциального кино, где человеку придется смириться с судьбой и принять тот факт, что не он управляет собственной жизнью. А чтобы еще проще объяснить сущность этой картины, то следует вспомнить древнюю мудрость, где говорится о том, что есть время разбрасывать камни, и время их собирать. Вот «После свадьбы» это фильм о людях, которым чтобы продолжить жизненный путь необходимо не просто начать собирать камни, а взять и собрать их немедленно. В противном случае их судьбы развалятся, как карточный домик.

Человеческая жизнь многообразна. Для кого-то она представляется тщательно продуманным планом, для кого-то стечением обстоятельств, способных вынести в нужное место и нужное время. Герой фильма «После свадьбы», Якоб, принадлежит к тем, кто дает право течению распорядиться собственной жизнью, и есть какая-то сатира в том, что с таким жизненным кредо он остановился в Индии. Мы услышим про него страшные вещи — наркоман, гонявшийся за дешевыми удовольствиями и дешевыми женщинами. Но предстает в фильме он подобно какому-нибудь святому, исправившемуся и посвятившему всего себя нуждающимся — индийским сиротам и детям из трущоб. Эгоизм кутилы, царивший когда-то в его сердце переродился в твердость характера настоящего мужчины, которому предстоит совершить путешествие из понятной и любимой Индии на отвратительную ему родину к людям с лицемерно высоким уровнем жизни. Ради все тех же бедных детей, для которых деньги очередного мецената станут шансом на выживание.

Второй герой, миллионер Йорген Хеннсен, принадлежит к планировщикам — нет и доли сомнения, что он честно заработал свои миллионы, обзавелся прекрасной любящей семьей и держит под контролем каждую частичку своей жизни, являясь залогом благополучия семьи. Несмотря на тучную и немного расхлебанную внешность, характер его еще тверже, чем у Якоба — он до последнего момента сохранит в тайне смертельную болезнь, над которой не властно самое сильное из всех лекарств — куча бабла. Даже в минуты отчаяния он сохранит здравый рассудок и распорядится последними днями уходящей жизни, как истинный планировщик, готовый даже подготовить себе замену, если она будет необходима его близким.

Их борьба — это право остаться со своими взглядами и самим делать собственную жизнь. К сожалению, оба, как и остальные герои фильма, проиграли судьбе и обстоятельствам. И что хуже, вопреки надеждам, остались, по сути, чужими друг для друга людьми, которым все же придется сосуществовать ради высших ценностей. Наверняка, под свадьбой в названии подразумевается не только свадьба дочери Йоргена и Елены в середине фильма, и даже не идеальный двадцатилетний брачный союз с внебрачным ребенком. Свадьба — это, в первую очередь, обещание поддерживать друг друга, заключенное перед лицом высших сил, скрепленное юристом, где каждая сторона должна чем-то пожертвовать ради дальнейшей совместной жизни. И в этом плане решение Йоргена связать узами фонда помощи индийским детям Якоба и свою семью выглядит дальновидным поступком — не рассчитывать же на сомнительного женишка дочери в конце концов, то и дело пересчитывающего деньги тестя.

Сама Сюзанна Бир говорила, что фильмы которые она снимает только в США считают арт-хаусом, а в Европе — мейнстримом. Но Бир важен не стиль исполнения, а то, что она через фильмографию пронесла вариацию одного и того же сюжета; делала из него и драму, и мелодраму, и комедию, при этом умело оставляя каждый фильм оригинальным и неповторимым, несмотря на то, что похожие образы и сюжетные повороты кочевали из одного произведения в другое. Так, например, важное место в ее фильмах занимает семья, будто из телевизионной рекламы, где есть идеальный семьянин-муж, красавица жена и пара детишек. Рядом с героиней всегда находится второй персонаж, условно назовем его «любовником», хотя секса как факта может и не быть. Всегда есть событие-катализатор и почти всегда это трагедия, обрывающая или калечащая жизнь, доводящая до исступления семью и толкающая красавицу-жену в объятия условного «любовника» — так происходит вынужденная психологическая замена. Все фильмы начинаются с идиллии, и, пройдя тяжелые испытания, герои никогда не останутся у разбитого корыта. В этом особое обаяние Сюзанны Бир как режиссера — она не жестока к своим героям, стоически принимает их беду и провожает до того момента, когда они с надеждой смогут смотреть в будущее. И если исходить из похожести прочих картин, то «После свадьбы» стоит особняком — никогда до этого Сюзанна Бир не делала таких спорных «Хэппи-Эндов», где финальная сцена не умиротворяет героя с реальностью, а зрителя с впечатлениями от фильма, но, напротив, заставляет задуматься о том, почему, получив даже больше того, на что можно рассчитывать, не достигается той сказочной завершенности a la «и жили они долго и счастливо», которая великолепно удается Бир всегда.

Только в «После свадьбы» акт замены одного человека другим происходит не от нужды, а с математическим расчетом, где все сделано так, чтобы все в итоге оказались счастливы и довольны — все довольны, но требовать счастья от человека, осознавшего, что он лишь элемент уравнения тяжело и еще тяжелее сознавать, что уравнение побрезговало теми небольшими деталями, ради которых он жил. Для него мораль жестока — в ней нет чувств вообще, только победа денег над личностью и торжество сухой ответственности над эмоциями, будто человека можно заменить согласно чужому плану.

Из-за множества интриг, «После свадьбы» — это фильм, который нельзя оценить полноценно после одного просмотра. Как, например, впервые смотришь сцену, когда Якоб в кабинете Йоргена рассказывает о миллионах больных детей в Индии, каждого из которых можно вылечить за один доллар, которого у них нет. При первом просмотре кажется, что мы видим обычного пузатого толстосума, который отвлечен какими-то своими мелкими размышлениями, не способный оценить масштаб трагедии индийских трущоб. Ведь только посмотрев вторую половину фильма, становится ясно, что на лице миллионера в начале была не невнимательность, а погруженность в собственную трагедию: у него есть миллион долларов, но еще есть болезнь, которую нельзя вылечить, и при этом он вовсе не по причине искупления хочет помогать больным детям, к жизням которым он равнодушен. И насколько силен эпизод, когда, державшийся на протяжении всего времени, он сорвется и в слезах выкрикнет универсальную для всех возрастов и положений фразу отчаяния: «Я не хочу умирать!».

Рецензия на Кинопоиске на фильм «После свадьбы (2006)»


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments