lexx_karter (lexx_karter) wrote,
lexx_karter
lexx_karter

Зима уходи (2012): О вольнонародной реформе Масленицы в Москве 2011—2012 гг.

Конечно, сложно дать однозначную оценку фильму, снятому о политических событиях, весьма масштабно освещавшихся в СМИ. Своей политической направленности документальный фильм «Зима уходи» не скрывает. С одной стороны. С другой же стороны он умело избегает политической пропаганды, хотя и нельзя не признать, что оппозиция зимних митингов получила в нем более подробное и даже хозяйское место, но при этом не столько политическое, сколько социальное. Неоднократно с экрана сыпался мат и оскорбления в адрес Путина и нынешнего правительства, но на фоне фразы «Путин — вор!», прозвучала все-таки и заветная «Навальный куплен Западом», и самое интересное, что для носителей этих фраз правота их кажется очевидной, но прямых доказательств нет — вот и идет круговорот оскорблений, настоящая борьба, но борьба заведомо проигранная на политической арене. Тут даже, в общем-то, не особенно важно, кто победил, и кто был прав; на самом деле — важен сам факт той волны, что захлестнула столицу в конце прошлого года, не бунт — а сама возможность бунта, или же как в старой пословице, не победа — а участие.

Камеры молодых документалистов фиксировали много молодежи, участвовавшей в тех событиях, и через молодых людей, во многом, передался дух тех настроений: возможность выйти на улицу и прокричать оскорбления в адрес президента, встать на ходули во время демонстрации, подраться с представителями порядка, погрузившись в атмосферу жуткого тоталитарного режима, надеть маску Гая Фокса и развесить листовки в метро, или выйди на площадь с «прической» Роберта Де Ниро из «Таксиста». Ну, это еще, конечно, не говоря о «Pussy Riot», которые, как оказалось, палку все-таки перегнули своим последним концертом. А, в общем, целом, молодежи нужна была именно эта встряска и объединяющий мятежный дух, ведь, в конце концов, мы давно живем в свободном государстве, где люди должны хотя бы иметь право выходить периодически на улицы, собираться и кричать, что президент — очень нехороший человек, потому что, как верно было замечено кем-то в этом фильме: «он не должен нравиться всем».

Поэтому и к месту получилось название «Зима уходи», отсылающее к народному празднику масленицы, на котором народ сжигал чучело, изображающее зиму. Вот в этом году у людей была немного измененная забава: «сжигать чучело» (в буквальном смысле ничего столь эпического не было) президента и кричать, чтобы он уходил. Это тоже весело, но, как оказалось, за это некоторых еще сажают. В этом, пожалуй, и есть основная суть фильма, дух прошедшей зимы, которую многие провели на улице в таких своеобразных «политических» гуляниях.

Посмотрев этот фильм, хочется еще разобраться, что же во всем этом нового — это было по телевидению, очень многие в Интернете уже пытались объединить ролики о тех событиях в систему, вольные документальные сериалы с вопросами к гражданам и политическими прогнозами. И все же «Зима уходи», произведение выше остальных на голову. Нарезка и монтаж выполнены довольно грамотно, и даже нельзя сказать, что это работы нескольких людей — это работа слаженного коллектива, выстроившая очень логичное хронологическое повествование, при этом не нудящее перечислением дат и имен, не раздражающее закадровым поясняющим голосом, чем грешат сегодня многие документалисты. Здесь появляются эйфорические моменты прошедшей зимы, сдобренные легким юмором, и вполне человеческие размышления на фоне происходящего. Плюрализм в нем даже не допускается, а является главной составляющей: митинги и шествия расставлены в хронологическом порядке, среди них один лозунг сменяется другим, разные люди говорят о своих политических взглядах, благодаря чему создается общая картина зимней Москвы и настроений ее героев, при том что авторы — независимые наблюдатели. И главное, что камеры каким-то образом оказались порой ближе к событиям, чем камеры тележурналистов все чаще снимавших «главных лиц» и сцены. Напротив, камеры избегают показушности мероприятий, норовят показать персонажей за кулисами, выхватить не подготовленную речь, а неказистый спор представителей обоих сторон, иногда даже провоцирующих друг друга на «диалог». В фильме «Зима уходи» все больше светились простые люди, причем большой интерес проявлялся не только к оппозиции, но и к поддерживающим власть. И больше других запоминается хорошо выделенный в фильме аргумент девушки-«нашистки», довольно искренне объяснившей, почему она поддерживает президента (да большинство его поэтому поддерживали, что уж там). Многое на ее фоне выглядит откровенным дурачеством молодых людей, которых тоже можно понять — очень многие хотят высказать все негативное и неприятное накопившиеся к нашей власти с ее рокировками и не слышать дурацкую отмазку из тоталитаризма: «подрывание авторитета власти».

И казалось бы такой фильм, такой «авторитетной» власти стоило бы запретить, и поэтому его очень сложно увидеть, но беда тут в другом. К этому очень активно, в своих кругах, пыталась привлечь внимание Марина Разбежкина, режиссер-документалист и учитель молодых режиссеров, снявших этот фильм: документалистика в современной России жанр «мертвый». Телевизионная документалистика поживает лучше, хоть и погрязла в штампах и штамповании с мематической уже пометкой «скандалы, интриги, расследования», но, тем не менее, регулярно снимается и ставится в эфир телеканалов, которым верится порой с трудом. А вот для экранов наших кинотеатров документальный независимый фильм является каким-то табу. Поэтому приятно уже то, что хоть кто-то помнит и лелеет мечту о документалистике на большом экране, пусть не совсем профессионально снятой, но живой.

Рецензия на Кинопоиске на фильм «Зима уходи (2012)»


Subscribe

  • Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments